Ипполи́т Влади́мирович Рома́нов (25 января 1864, Тифлис, Кавказское наместничество — 1 января 1944, Нью-Йорк, Нью-Йорк) — российский инженер-изобретатель, деятельность которого была тесно связана с электрическим транспортом. В 1899 году в Санкт-Петербурге был создан первый отечественный электрический автомобиль под руководством Романова, который, благодаря своим инновационным проектам, получил название “кукушка”. Весил он 750 кг, при этом аккумулятор занимал 370 кг и обеспечивал запас хода в 60 км со скоростью до 35 вёрст в час (примерно 39 км/ч). Кроме того, в то же время был создан электрический автобус, способный перевозить 17 пассажиров на расстояние 60 км со скоростью 20 км/ч. В 1902 году на московской фабрике “Дукс” был построен 20-местный электрический автобус, предназначенный для обслуживания гостиниц, особенностью которого стали пневматические шины. Однако развитие электротранспорта в стране требовало поддержки государства.

19 января 1901 года Романов обратился с просьбой к Санкт-Петербургской Городской Думе о разрешении открытия 10 маршрутов, что потребовало 80 автобусов общей стоимостью более 500 000 рублей. Для поиска таких значительных средств было решено создать акционерное общество. Однако это предприятие оказалось неудачным, поскольку прямые конкуренты, владельцы конок и многие представители извозовой промышленности, недовольны новым видом транспорта. Из-за их влияния все усилия Романова по организации регулярного движения электрических автобусов потерпели неудачу. В свете отсутствия популярности своих идей Романов решает сосредоточиться на работе в других областях электротехники.

По данным журнала “Автомобилист”, к середине 1914 года в стране уже было восемь электрических транспортных средств: четыре грузовика, один трехколесный фургон и три легковых автомобиля.

Таким образом, несмотря на неудачные попытки Романова утвердить электрический транспорт в стране из-за сопротивления конкурентов и недостаточной поддержки государства, к середине 1914 года количество электрических транспортных средств в России начало расти. Это свидетельствует о потенциале электротранспорта и его значимости для будущего развития мобильности в стране. Однако, чтобы электрический транспорт мог действительно внедриться в России, необходима активная поддержка со стороны государства и бизнеса, чтобы содействовать развитию и производству электромобилей и соответствующей инфраструктуры.

Метки: