
Василий Иванович Нега́нов (17 [29] декабря 1899, Рожки, Вятская губерния — 28 декабря 1978, Ленинград) — кораблестроитель, конструктор судов с атомными энергетическими установками, Главный конструктор первого в мире атомного ледокола «Ленин» и других кораблей, участник Гражданской войны, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда. Великий ум родился 17 (29 декабря) 1899 года в живописном селе Рожки. В 1926 году, благодаря путевке Мурманского губкома ВЛКСМ, он вступил в ряды Ленинградского политехнического института на факультете кораблестроения. Стремительно преуспевая в учебе, он одновременно приступил к работе в конструкторском бюро Балтийского завода, где принимал активное участие в проектировании новаторских океанских кораблей-лесовозов. Благодаря его непосредственному участию, в Ленинграде с 1930 по 1935 годы было построено более 20 таких лесовозов. В 1931 году он успешно окончил институт и был назначен старшим инженером-конструктором в центральном конструкторском бюро «Судопроект», где занимался проектированием транспортных судов. В июле 1934 года он вернулся на Балтийский завод, где стал начальником секции, а затем заместителем начальника отдела и главным конструктором ЦКБ № 4 завода. Его гениальность проявилась в проектировании корпусов для новых тяжелых ледоколов и линейных кораблей типа «Советский Союз». В 1940 году он был награжден Сталинской премией за создание первого советского арктического линейного ледокола «И. Сталин», который впоследствии был переименован в «Сибирь».
В годы Великой Отечественной войны (с 1942 года) он стал членом правительственной закупочной комиссии СССР в США по ленд-лизу и занимался вопросами приемки приобретенных судов. С 1946 года он работал главным инженером в конструкторском бюро и стал главным конструктором ледокола проекта 90. В 1948 году он возглавил испытания портового ледокола «Илья Муромец» (проекта 97К). В 1949 году он был назначен начальником и главным конструктором специального Конструкторского бюро № 194 (СКБ-194). В 1950-х годах он возглавил группу конструкторов, работающих над проектом создания сторожевого корабля типа «Горностай», а также ледокольного варианта пограничного сторожевого корабля «Пурга». Его разработки по проектированию ледокольных судов с дизель-электрической силовой установкой были реализованы на серии дизель-электрических ледоколов типа «Москва», построенных по заказу СССР в Финляндии в 1960-х годах.
В 1952 году Неганов возглавил конструкторское бюро в Калининграде. В 1952—1953 годах он был главным конструктором сторожевого корабля «Сарыч». В 1953 году он вернулся в Ленинград и в 1954 году был назначен главным конструктором первого в мире атомного ледокола «Ленин», который был построен на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде и спущен на воду 5 декабря 1959 года. Его конструкторские разработки были использованы при строительстве ледоколов типа «Арктика» (проект 10520). В 1962 году Неганов успешно защитил докторскую диссертацию. В 1969 году он вышел на заслуженный отдых. Он ушел из жизни 28 декабря 1978 года. Его последнее пристанище – Большеохтинское (Георгиевское) кладбище в Ленинграде.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1960 года Неганову Василию Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».