Алекса́ндр Никола́евич Лоды́гин (6 октября 1847, с. Стеньшино, Тамбовская губерния — 16 марта 1923, Бруклин, Нью-Йорк) — русский электротехник, один из изобретателей лампы накаливания (23 июля 1874 года по новому стилю), предприниматель.
Александр Николаевич Лодыгин – представитель знатной дворянской семьи, родившийся в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии. Ему было предначертано следовать семейной традиции и стать военным, поэтому в 1859 году он поступил в неранжированную роту Воронежского кадетского корпуса, расположенного сначала в Тамбове, а затем в Воронеже. Однако в 1870 году Лодыгин принял решение оставить службу. В это время он мечтал о создании летательной машины с электрическим двигателем – электролета, и начал проводить первые опыты с лампами накаливания. Он также занимался разработкой водолазных аппаратов. Не получив поддержки от российского военного министерства, Лодыгин обращается к Парижу и предлагает использование летательных аппаратов в войне с Пруссией. Его предложение находит отклик, и изобретатель отправляется во Францию. Однако планы Лодыгина терпят неудачу из-за поражения Франции в войне. Вернувшись в Петербург, он присоединяется к Технологическому институту в качестве вольнослушателя и изучает физику, химию и механику. В период с 1871 по 1874 годы Лодыгин проводит опыты и демонстрации ламп накаливания. В это время Лодыгин и его коллега-изобретатель Яблочков, работавший в Москве, становятся известны друг другу благодаря публикациям в прессе и рассказам общего друга – Владимира Чиколева, также электротехника-изобретателя. В начале своих исследований Лодыгин пытался использовать железную проволоку в качестве нити накала, но несмотря на неудачу, перешел на эксперименты с угольными стержнями, помещенными в стеклянные баллоны. В 1872 году Лодыгин подает заявку на патент на свою лампу накаливания, а в 1874 году получает патент на свое изобретение. Он также патентует свое изобретение в разных странах. С 1878 года Лодыгин снова в Петербурге, работает на разных заводах, совершенствуя водолазный аппарат и работая над другими изобретениями.
В 1884 году началась широкомасштабная волна арестов революционеров, среди которых оказались и знакомые и друзья Лодыгина. В связи с этим он принял решение оставить Россию и уехать за границу. Это разрыв с Родиной продолжался вплоть до 1907 года, когда он вернулся назад. За эти 23 года Лодыгин занимался своей научной и технической деятельностью как во Франции, так и в Соединенных Штатах. Он внес значительный вклад в область энергетики и электротехники, разрабатывая новые типы ламп, электропечи и даже электромобили. Также он строил заводы и метрополитены, активно внедряя новейшие технологии.
Очень важно отметить, что в этот период Лодыгин получил несколько патентов на лампы с нитями из тугоплавких металлов, которые были успешно проданы в 1906 году. В 1884 году он организовал производство ламп накаливания в Париже и отправил партию ламп в Санкт-Петербург на 3-ю электротехническую выставку. В 1893 году он стал исследовать применение нитей накала из тугоплавких металлов. В 1894 году Лодыгин основал ламповую фирму “Лодыгин и де Лиль” в Париже. В 1900 году он принял участие во Всемирной выставке в Париже. В 1906 году в США Лодыгин построил и запустил в работу завод по электрохимическому производству вольфрама, хрома и титана.
Важным направлением его изобретательской деятельности стала разработка электрических печей сопротивления и индукционных для плавления металлов, меленита, стекла, а также для закалки и отжига стальных изделий, получения фосфора и кремния. Лодыгин преподавал в Электротехническом институте и работал в строительном управлении Петербургской железной дороги. В период с 1910 по 1917 год он управлял пятью трансформаторными подстанциями трамвайного движения в Петербурге. В 1913 году Лодыгин был откомандирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для разработки предложений по электрификации. Однако планы были сорваны из-за начала Первой мировой войны, и Лодыгин начал работать над созданием воздушного судна с вертикальным взлетом. В марте 1923 года он умер в Бруклине.